125 лет назад родился мемуарист Игорь Кривошеин — УЛЬЯНОВСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ "СОЮЗА ПИСАТЕЛЕЙ РОССИИ"

125 лет назад родился
мемуарист Игорь Кривошеин

21 февраля. 125 лет со дня рождения мемуариста Игоря Александровича Кривошеина (21.02.1899, г.С.-Петербург — 07.08.1987, г.Париж). С 1920 года жил в Париже. В 1947-ом был выслан из Франции. С февраля 1948-го жил в Ульяновске, работал инженером на заводе №650. Арестован в сентябре 1949 года и приговорён к 10 годам лагерей. Содержался под Москвой на «спецобъекте 18» вместе с А.И.Солженицыным.

После освобождения поселился в Москве. Воспоминания «Так нам велело сердце» опубликовал в сборнике «Против общего врага. Советские люди во французском движении Сопротивления» (1972). В 1974 году вернулся в Париж. Автор послесловия к книге жены «Четыре трети нашей жизни» (1984).

ЧЕТЫРЕ ТРЕТИ НАШЕЙ ЖИЗНИ
(отрывок из послесловия)

     Нина Алексеевна начала писать свои воспоминания, откликнувшись на призыв А.И. Солженицына. В 1977 году он просил всех тех, кому это посильно, записывать для использования в его художественно-историческом труде, для хранения во «Всероссийской Мемориальной Библиотеке» (ВМБ) и для возможного издания всё, что связано с историей России XX века.

     В конце того же года Нина Алексеевна написала и отправила в ВМБ два отрывка — «25 октября 1917» и «Побег в декабре 1919 г. из Петрограда».

     По настоянию Солженицына Нина Алексеевна решила продолжить работу, в итоге написав около пятисот страниц. В ВМБ работа отправлялась частями, последняя бандероль была послана в июле 1981 года; к тому времени общее состояние здоровья Нины Алексеевны резко ухудшилось, и она свою работу продолжать уже не могла.

     29 сентября 1981 года Нина Алексеевна скончалась в Париже на 86-ом году жизни. Она умерла в полном сознании после посещения священника, совершившего таинство соборования. Похоронена Нина Алексеевна в могиле своего отца на русском кладбище Sainte-Geneviиve-des-Bois под Парижем.

     Её воспоминания обрываются 20-ым января 1954 года, когда она в Ульяновске получает телеграмму из Москвы от сына Никиты с известием о том, что меня этапировали из Тайшетского лагеря на Лубянку для пересмотра дела; таким образом, в мемуарах не отражены последний год жизни в Ульяновске (1954), двадцать лет в Москве (1954-1974) и семь лет в Париже (1974-1981).

     Попытаюсь кратко изложить, что произошло с нашей семьей за истекшие с тех пор 27 лет. На первые годы приходится моё освобождение (после пяти лет заключения), «реабилитация» (30 июня 1954 г.) и выбор новой профессии — будучи инженером, стал заниматься техническими переводами на французский язык; работа эта обеспечивала материальное существование.

     Сперва долгая борьба за переезд из Ульяновска в Москву (проблема «жилплощади» и постоянной московской прописки). Все эти проблемы разрешились лишь в 1962 году. Из комнаты, которую мы снимали в коммунальной квартире, мы переехали в однокомнатную кооперативную квартиру в Измайлове.

     25 августа 1957 года произошёл арест Никиты. Он только что окончил Институт иностранных языков и поступил на работу во французскую редакцию журнала «Новое Время». Когда он прощался в саду Донского монастыря со своим другом, французским дипломатом, его арестовали. В ходе следствия КГБ выдвинуло обвинение в измене Родине и шпионаже (за публикацию в газете Le Monde заметки о советской интервенции в Венгрии). Дело было передано на рассмотрение (согласно пунктам обвинения) в Военный трибунал Московского военного округа. На закрытом заседании — благодаря некоторой независимости Военного трибунала от КГБ — 10 лет, потребованные «с учётом смягчающих обстоятельств» прокурором, были сведены к трёхлетнему сроку в исправительно-трудовых лагерях. «Измена Родине» была переквалифицирована в антисоветскую пропаганду.

     Никита отбывал срок в Мордовских лагерях. Таинственная станция «Потьма», мелькнувшая в окне поезда, когда Нина Алексеевна возвращалась в Ульяновск после свидания со мной в Бутырках, и была центром расположения этих лагерей.

     В краткий период хрущёвской оттепели режим в лагерях был сравнительно мягким. Я три раза ездил на «личное свидание» с Никитой. Посетителям разрешали провести с родственником двадцать четыре часа в отдельной комнате специального «гостевого» барака.
     В мордовских лагерях были сосредоточены все новые политические заключённые этого периода («дело Московских историков», первый срок Эдуарда Кузнецова и Валерия Мануйлова и др.). Никита был освобождён весной 1960-го.

     Приехав в Москву в 1955 году, Нина Алексеевна продолжила свои уроки иностранных языков (она не брала ни детей, ни начинающих), не столько для заработка, сколько для установления добрых отношений с культурной молодежью. Конечно, она не ограничивалась английским и французским языками — она открывала своим ученикам глаза на свободный мир, на жизнь по ту сторону железного занавеса, знакомила их с эмигрантской русской литературой; в частности, давала им читать В. Набокова и многочисленные материалы Самиздата…

Сайт Ульяновского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Союз писателей России» (6+). Средством массовой информации не является. Адрес: 432017, Россия, г.Ульяновск, переулок Карамзина, дом 3/2. ОГБУК «Дворец книги - Ульяновская областная научная библиотека имени В.И.Ленина». Телефон: +7 842 244 3099. E-mail: sprul73@yandex.ru. Председатель Ульяновского регионального отделения ООО «Союз писателей России» Даранова Ольга Николаевна.

Яндекс.Метрика