195 лет со дня рождения американской поэтессы Эдны Дин Проктор — УЛЬЯНОВСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ "СОЮЗА ПИСАТЕЛЕЙ РОССИИ"

195 лет со дня рождения американской поэтессы Эдны Дин Проктор

18 сентября. 195 лет назад родилась американская поэтесса Эдна Дин Проктор (18.09.1829, Хенникер, штат Нью-Гемпшир, США — 18.12.1923, Фреймингэм, штат Массачусетс, США). В 1867 году побывала в России; путешествовала на пароходе по Волге от Нижнего Новгорода до Камышина, ночевала у пристани в Симбирске: «Мы простояли в Симбирске всю ночь, которая была тёмной и пасмурной, с холодком и жалобным ветром над рекой. Спали на плюшевых диванах в салоне, закутавшись в плащи и шали».

Автор книг «Мысли о жизни» (1858), «Путешествие в Россию» (1872), «Генеалогия семьи Сторрс» (1888), «Горная горничная» (1900) и др. Её поэма «Знамя Колумбии» стала официальной программой Дня Колумба в США (1893).

ПУТЕШЕСТВИЕ В РОССИЮ
(отрывок из книги)

      В деревне татары в основном мелкие фермеры, и все они разводят пчёл. Вино у татар запрещено. Они делают из своего мёда медовуху, а чай пьют как кочевые татары. Лепёшки татары пекут без дрожжей, как евреи мацу. И самый их деликатес — это кукуруза, сваренная в молоке или поджаренная в масле. Татары все курят американский табак, и их трубки всегда висят на их поясах. В жилищах у татар кроватей и кресел нет, сказывается привычка к кочевой жизни. Для татар предел мечтаний — диван с подушками! Но возвращаясь в отель, мы увидели на центральных улицах Казани прямых и важных русских офицеров, прогуливающихся туда-сюда, и русских барышень в парижской моде.

     На следующий день ранним утром мы загрузились в большой пароход. Палуба была заполнена солдатами, которых куда-то везли, и татарами, которые развалились на кожаных рулонах. Низкие берега немного чередовались с небольшими утёсами, покрытыми деревьями, но чаще река, которая становилась всё шире, вообще не позволяла увидеть что-либо на берегу. Иногда появлялись верхушки церквей, и тогда русские начинали лихорадочно креститься, а татары впадали в ещё большую спячку.

     Когда мы проплывали деревни крепостных крестьян — это всегда один и тот же вид, который мы видели и из окна поезда Петербург-Москва. Это были произвольно разбросанные покосившиеся серые сараи без каких-то растений вокруг них, хотя поодаль мог виднеться сосновый лес…

     Порядка 75 километров вниз от Казани слева в Волгу впадет река Кама, которая в месте слияния и шире, и полноводнее Волги. И это не только Кама, — Шексна тоже в месте впадения в Волгу и полноводнее, и шире Волги, Ока тоже не меньше. Так что названия — это скорее социально-историческое явление, чем собственно ихтиологическое. Кама — самый большой приток Волги, она забирает воду почти со всего Севера Руси и несёт её к берегам Персии «мимо острова Буяна в царство славного Салтана». Столица Камы — город Пермь. По Каме сплавляются природные богатства Урала и Сибири. Во время Нижегородской ярмарки 40 тысяч людей задействовано на работах на Камском маршруте в Нижегородскую ярмарку!

     Волга после впадения Камы становится намного шире и мощнее, поэтому мы с удвоенной скоростью подвалили к небольшому городочку Симбирск. Симбирск — это губернский город соответствующей губернии, в него идёт пшеница из находящихся пшеничных Пензенской и Тамбовской губерний. Мы простояли в Симбирске всю ночь, которая была тёмной и пасмурной, с холодком и жалобным ветром над рекой. Спали на плюшевых диванах в салоне, закутавшись в плащи и шали. Русские тоже кто как устроились вокруг. Умилительно было смотреть, как высокие и негнущиеся русские офицеры в форме ходят вокруг с личным постельным бельём в одной руке и пачкой чая и сахаром в другой руке, крича «кипяточку»! Неизменный ответ на их крики было «СИЧАС!» Однако у русских, как и у всех азиатов, свои понятия о времени, поэтому в реале это «сичас» всегда было «через час»!

     На рассвете мы снялись с якоря и к завтраку уже прошли город Ставрополь на Волге. Город был построен как форт для усмирения обитающих вокруг калмыков, сейчас в нём проживает 4 тысячи человек. Здесь, в районе Жигулёвских гор, Волга резко поворачивает на восток, идёт порядка 70 километров, поворачивает на юг и затем снова на запад, делая такую «подкову» длиной порядка 160 километров, которая называется «Самарская Лука». Этот весь большой регион является земельной собственностью графов Орловых.

     В час дня мы достигли Самары, котороя стоит на месте впадения реки Самары в Волгу. Самара более восточный город, чем Багдад, и стоит на одной вертикальной линии с Тегераном. В Самаре нам предстояло провести сутки, и поэтому мы сошли на берег, а тревел-агент, немец, провёл нас до нашего отеля… Наш отель представлял собой очень большую структуру с комнатами с очень высокими потолками и огромными коридорами, казалось ведущими в никуда. Широкие лестницы и двери в комнаты были из красного дерева! В качестве коек были банкетки, покрытые кожей, и диваны. Самара была основана как форт против азиатских кочевников. Теперь от старых фортификаций ничего не осталось.

     Сейчас Самара — это крупнейший зерновой порт на Волге! Из Самары караваном 3 дня ходу (400 км) до Оренбурга на реке Урал. А оттуда уже караванами в Азию. Ежегодно из Ташкента, Бухары, Хивы приходили сотни верблюжьих караванов на меновые дворы Оренбурга. Среднеазиатские товары — хлопок, шерсть, кожа, скот — обменивались на российские текстильные и металлические изделия, продавались и покупались за золото и серебро…

     После ужина нас повезли за несколько миль смотреть лечебницу, лечащую от туберкулёза кобыльим молоком — кумысом. Дом лечебницы находился на берегу Волги. Дом был большой, просторный, деревянный, с большим садом вокруг. Позади дома порядка 40 кобыл мирно паслись на лужайке. Лечат тут с мая по сентябрь… Количество пациентов варьирует от 60 до ста человек, в основном из высших классов и даже несколько из Европы. Директором лечебницы был армянин, а все работники — татарки, чёрные, розовощёкие, красивые. Мы зашли в комнату, где они створаживали молоко, а затем расфасовывали его в бутылки. Пока мы там знакомились, в комнату зашли молодые и не менее красивые молодые люди, выпили кумыс, стрельнули глазами в сторону работниц и вышли. Дом и сад были в прекрасном ухоженном состоянии, но, тем не менее, вся эта белизна стен, степь, начинающаяся за домом, осеннее небо, наводили меланхолию.

     Возвращались мы в Самару другой дорогой и наткнулись на цыганский табор. Разумеется, что без денег мы от них отбиться не смогли, какие-то деньги мы им дали и подхлестнули лошадей; что-то они кричали нам вслед, но мы не слышали, может, спасибо, а может, проклятия. Цыгане — это еврейская раса самого дикого уровня. Они размножились за тысячи лет существования Великого Шёлкового Пути между Тихим океаном и Гибралатаром, кочуя вдоль него и промышляя воровством и грабежом.

     По широким улицам Самары мы спускались вниз к пристани, чтобы успеть на пароход, который отходил в 3 часа дня. Женщин на улицах было мало, в основном мужики стояли группами на перекрёстках или ходили вокруг. Это были в основном корюзлые, дикие мужички в мешковине и в лаптях, бродяги. Вдруг из подвала появился мужик и прошёл мимо нас — ну вылитый северо-американский индеец! Такая же тёмная кожа и высокие скулы и чёрные прямые волосы с пончо, висящим на его плече — ну чем не могиканин! Это был калмык! И чтобы там не говорили этнологи, эта раса — ну вылитые краснокожие!

     Отплывая от Самары, мы бросили последний взгляд на эти ворота Великого Шёлкового Пути в совершенно другой Восточный мир. Город был вытянут вдоль берега, вдоль берегов тянулись зерновые амбары, жилые сараюшки, бараки, церкви, а сразу за постройками начиналась степь…

НИЖЕГОРОДСКАЯ ЯРМАРКА

У Башни Вавилонской
Такой же был бедлам?
Здесь жид, цыган и турок,
Надменный перс-имам;
В шелках гость Поднебесной,
От Сены плыл француз,
Хивинец здесь, бухарец,
Сын Окса — карапуз.

Здесь зверолов сибирский,
Там круг киргизских юрт,
Армянец грустноокий,
Из Астрахани гурт;
Поляк, татарин, русский,
Лихой казак — верхом, —
У Башни Вавилонской
Такой же был содом?

1872.

Сайт Ульяновского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Союз писателей России» (6+). Средством массовой информации не является. Адрес: 432017, Россия, г.Ульяновск, переулок Карамзина, дом 3/2. ОГБУК «Дворец книги - Ульяновская областная научная библиотека имени В.И.Ленина». Телефон: +7 842 244 3099. E-mail: sprul73@yandex.ru. Председатель Ульяновского регионального отделения ООО «Союз писателей России» Даранова Ольга Николаевна.

Яндекс.Метрика