Поздравляем с юбилеем прозаика, журналиста Николая Казакова! — УЛЬЯНОВСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ "СОЮЗА ПИСАТЕЛЕЙ РОССИИ"

Поздравляем с юбилеем прозаика,
журналиста Николая Казакова!

  19 июня. 65-летний юбилей отмечает чувашский журналист, прозаик Николай Александрович Казаков (р.19.06.1959, с.Новое Ильмово Дрожжановского р-на ТАССР). Окончил Марийский политехнический институт (1984). Работал в Ясашноташлинском лесничестве, в чувашской газете «Канаш». Инженер-лесопатолог Центра защиты леса Ульяновской области. Член Союза чувашских писателей.

Автор книги очерков «Родное село — Новое Ильмово» (1996), сборника миниатюр о природе «На лесной тропе» (2012), книги рассказов «Иду я в лес, когда мне грустно…» (2015) и др. Лауреат премии имени А.Ф. Талвира. Заслуженный деятель Чувашской национальной культуры. Живёт в Ульяновске.

ОХОТНИК И МЕДВЕДЬ

     …Охотник, заметив в лесной чащобе медведицу с маленькими медвежатами, застыл на месте, но звериное семейство его не учуяло и спокойно скрылось за деревьями. Охотник тоже осторожно двинулся следом за ними. Второй раз он настиг их на одной из солнечных лесных полян, осторожно раздвинул рукой макушки молодого осинника и увидел медведей.
Мамаша, стоя на задних лапах, рвала молодые листья липы и толкала себе в рот, а детёныши резвились около неё и временами тоже искали что-то в густой траве, подносили свои лапки к мордашкам (может, они находили ягодки лесной земляники).

     Охотник задумался — как быть? Но медведица, видать, решила по-своему: опустилась на все четыре лапы и скрылась в чаще, уведя за собой и малышей. Человек уже не решился преследовать зверей.

     Прошло время… Осенью охотник снова встретился с этим звериным семейством. В этот раз подросшие медвежата были одни — матери с ними не было. Он хладнокровно из ружья расстрелял молодняк (они были не опасны для него — за себя не могли постоять) и, сняв шкуры с них, довольный лёгкой добычей, пошёл домой.

     Когда медведица вернулась на то место, где утром оставила своих детей, то она их не нашла, не встретили они её весёлым, не окрепшим ещё рычанием. Она своим материнским чутьём поняла, что случилась беда, заметила человеческие следы и унюхала чужой запах. Медведица, глухо рыча, что походило и на плач, временами принюхиваясь, двинулась по следам незваного гостя. Следы привели её к большой человеческой «берлоге», которая почему-то устроена была не в земле, а находилась наверху.

     Она каждую ночь стала приходить к этой «берлоге». Людей не трогала, настойчиво дожидалась встречи с охотником. В одну из тёмных ночей поздней осени она всё же подкараулила его. Охотник шёл с другими людьми, и хоть их было много, но медведица узнала его сразу. Когда охотник повернул к своему дому, а другие пошли дальше по улице, она из-под забора накинулась на человека и, подмяв его под себя, в одно мгновенье отгрызла ему голову. Почуяв зверя, по всей деревне залаяли собаки, но они ей не были страшны.
Медведица, отомстив за своих детей, спокойно скрылась в соседнем лесу.

     На другой день охотники, организовавшие облаву на медведицу, нашли её мертвой на той поляне, где обычно паслось семейство, скорее всего, не выдержало горя материнское сердце.

БЫВАЕТ И ТАКОЕ

     Эту историю долго рассказывали жители нашего села. На окраине стоял дом, его хозяин, мужчина лет двадцати, часто сидел за столом, читал журналы, писал. Дом был пуст, окутан паутинами на стенах, много икон. В тот памятный вечер, как всегда, в окно проглядывала луна, на улице было светло, слышались ночные шорохи, шуршание мышей, можно было услышать почти бесшумный полёт совы.

     Хозяин долго сидел за столом, что-то писал, временами засыпал, склонив голову. Сквозь сон ему показалось, что кто-то смотрит в окно и тихонько стучит. Проснулся, осмотрелся — никого нет, за окном — тоже никого. Лишь звёзды светят да плывут облака.

     Наступило утро. Солнечные лучи, заглянув в окно, разбудили хозяина. Он быстро оделся и ушёл на работу. Работники лесного хозяйства любят свой родной лес, любуются им и берегут его. Вот и наш путник, идя по лесу, замечал всё, в том числе обратил внимание на чьи-то следы, возможно, кабана. Вдруг показалось, что за ним, мелькая среди густых зарослей, движется и следит какое-то человекообразное существо. «Странно», — подумал он и пошёл дальше.

     Дома он, вернувшись вечером усталый, долго не мог заснуть. Поднялся ветер, шумели деревья за окном. И вдруг хозяин увидел, что с земли к окошку поднялась змея. С этого дня змея стала частым гостем в этом доме. Но вскоре хозяин дома внезапно умер, и хотя свет в окошке уже не горел, змея вновь приползала, словно почуяв неладное.

     После похорон утром следующего дня люди, пришедшие на кладбище, увидели странную картину. Возле могилы выкопана глубокая яма, а в ней, добравшись до гроба, обвив его, лежала умершая змея, которая нашла место захоронения своего хозяина и сама легла рядом с ним, словно не выдержав горя.

     Свидетели этой истории, жители села, долго говорили и вспоминали о случившемся, утверждая, что это была возлюбленная того парня девушка в образе змеи.

НА ЛЕСНОЙ ТРОПЕ

     Как тянет к себе зимний лес! В одно воскресное утро, когда установилась хорошая погода, встал я на лыжи и…

     Вскоре показались высокие, стройные деревья. В морозном воздухе далеко разносится стрекотание сорок. Резко вскрикивает потревоженный кем-то чёрный дрозд. Синица в этом лесу чувствует себя хозяйкой. Она живёт здесь с лета. А вот чечётка — гость. Прилетела сюда из северной тайги, а может быть, из тундры. Понравится ли ей здесь? Вполне может понравиться, если о ней позаботится лесная охрана местного лесничества.

     Пройдя по лесной тропе, я заметил вдали собравшихся возле кормушки косуль. Спрятавшись за кустом, стал наблюдать. Но осторожные животные заметили меня и тут же пропали. Подошёл поближе. Каких только не было следов вокруг кормушки! Много тайн у леса. От дерева к дереву тянутся следы белок, лесных мышей и птиц. Из-под орешникового куста вдруг выскочил заяц. Решил посмотреть то место, где он лежал. Оказывается, в небольшой ямке.

     Вернулся из леса поздно вечером. После почти двадцатикилометровой прогулки чувствовалась усталость. Но красота зимнего леса надолго запечатлелась в сердце.

ГОСТИНЦЫ

     После отшумевших метелей в лесу наступила тишина. Сквозь туманную пелену проглянуло солнце, и от верхушек деревьев легли на снег длинные тени. На ветвях блестит иней. Морозный воздух бодрит, дышится легко.

     Но где же обитатели леса? Почему их не видно и не слышно? Решил пойти на хитрость. На пеньке старой сосны разложил хлеб, семечки, куски сала и ушёл к лесосеке. Немного погодя, решил заглянуть на то место, где я оставил гостинцы. Смотрю, на пеньке сидит синица. Быстро схватила кусочек сала и метнулась в кусты. И вовремя. Подлетела сорока. Осторожненько оглянувшись по сторонам, она уверенно села на пенёк, схватила самый большой кусок хлеба и улетела. Скоро на пеньке не осталось и следов от принесённой пищи.

     Вдруг на снегу мелькнула белка. Только и успел заметить её пушистый хвост. А вот узор маленьких следов. Это пробежала лесная землеройка. Иду по следу. А здесь он прерывается. Что за фокус? Оказывается, землеройка нырнула под снег и некоторое расстояние шла под самой поверхностью, прокладывая узенький коридорчик. Ещё один след. Это прошёл, и совсем недавно, лесной великан — лось.

     Тихо в лесу. Пустынно на полянах. Кажется, всё спит, укутавшись белым покрывалом, но это только на первый взгляд.

ВОЛКИ

     Была уже осень. Я возвращался с работы домой пешком. Дорога тянулась вдоль лесной опушки. После недавнего дождя в лесу как-то по-особому свежо. По мокрой траве за мной тянется тёмно-зелёный след. Я шёл в задумчивости, не замечая времени. Дорожка привела меня на поляну. И тут я в ближней ложбинке заметил рыжевато-серую собаку. Гляжу — за ней бегут ещё две. Я остановился. И здесь мне пришёл на память рассказ знакомого охотника: «…Жёлто-серой масти, толстый длинный хвост, большие заострённые уши, ловкий и злой зверь… Добивает подранков и больных лесных животных, иногда нападает на овец прямо в стаде и душит по несколько штук… В войну были случаи — нападали на людей». «Неужели это волки?» — стукнуло мне в голову.

     От страха показалось, что у меня даже шапка на голове зашевелилась. Что же делать? Я застыл на месте, почему-то задрожали руки. Встал как вкопанный, ни туда, ни сюда. Тут волки (всё же заметили) двинулись в мою сторону. И остановились напротив меня. Одно время стояли и злыми глазами следили за мной. Потом обошли вокруг меня и опять остановились спереди. Я стою и не дышу. Один ещё покружился и сел. Те двое зашевелились и тихонько двинулись в сторону. Наконец, и третий волк тронулся за ними. Все трое затрусили по направлению к ближней лощине и скрылись из виду.
     

Сайт Ульяновского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Союз писателей России» (6+). Средством массовой информации не является. Адрес: 432017, Россия, г.Ульяновск, переулок Карамзина, дом 3/2. ОГБУК «Дворец книги - Ульяновская областная научная библиотека имени В.И.Ленина». Телефон: +7 842 244 3099. E-mail: sprul73@yandex.ru. Председатель Ульяновского регионального отделения ООО «Союз писателей России» Даранова Ольга Николаевна.

Яндекс.Метрика