«Литература не должна быть скучной…» — УЛЬЯНОВСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ "СОЮЗА ПИСАТЕЛЕЙ РОССИИ"

«Литература не должна быть скучной…»

Издательство «Редакция Елены Шубиной» в Ульяновске.

18 сентября 2023 года в научной библиотеке Ульяновского государственного педагогического университета имени И.Н.Ульянова и 19 сентября 2023 года во Дворце книги -Ульяновской областной научной библиотеке состоялись встречи с издателем, руководителем издательства «Редакция Елены Шубиной» (АСТ), членом жюри национальной литературной премии «Большая книга» Еленой Шубиной и финалистами премии «Большая книга», писателями Ильёй Бояшёвым и Алексеем Колмогоровым.

Встречи прошли в рамках проекта «Большая страна — Большая книга».

Ведущая встреч – поэт, бренд-менеджер «Редакции Елены Шубиной» Татьяна Стоянова.

На встречах речь шла о современном литературном процессе, новинках книжного мира, финалистах и лауреатах премии «Большая книга».

Елена Шубина рассказала о трёх победителях прошлого 2022 года – уникальный случай, когда все три премии взяли авторы популярного сейчас жанра «литературных биографий» – это Павел Басинский, Алексей Варламов и Сергей Беляков.

Говоря о Павле Басинском, Елена Даниловна отметила, что его книги о Толстом – это целый проект, который так и называется «Толстой – новый взгляд» и рекомендовала студентам — филологам ознакомиться с ним. Павел Басинский – историк литературы, писатель, критик – нашёл свой жанр – повествование от себя на основе документальных источников. Таким образом создаётся хороший эффект присутствия, его Толстой действительно приближается к нам. Его книга, победившая в прошлом году, тоже «толстовская» – «Подлинная история Анны Карениной».

Среди других авторов биографий Елена Шубина выделила Алексея Варламова с его биографией, посвящённой Василию Розанову.

Третья книга, которую рекомендовала к прочтению Елена Шубина, – книга Сергея Белякова «Парижские мальчики в сталинской Москве». Это история Мура (Георгия Эфрона) – сына Марины Цветаевой, трагедийная история возвращения и освоения страны в которую он вернулся и о которой мечтал.

Сейчас близится к финалу новый сезон премии «Большая книга». Из 51 финалиста уже выстраивается длинный список, среди которых Илья Бояшёв и Алексей Колмогоров.

Елена Шубина заметила также, что не всегда мнение жюри совпадает с мнением издателя. Тем и интересны премии, они вызывают дискуссии, это живой процесс.

Алексей Колмогоров рассказал, как создавалась его новая книга «ОТМА. Спасение Романовых» Книга не случайно имеет подзаголовок – «неисторический роман», поскольку сюжет её представляет собой мифологическую реальность – что случилось бы с Романовыми, если бы их не расстреляли, как бы сложилась их судьба.

ОТМА – аббревиатура, состоящая из первых букв четырёх имён царевен – Ольги, Татьяны, Марии, Анастасии. На такой замысел писателя подвигла мысль продлить жизнь этим девушкам — принцессам. Жизнь Романовых – это шекспировской высоты трагедия. Но автор написал не академическую биографию, а оригинальную альтернативную историю. Коротко по сюжету – в ночь перед расстрелом Романовых спасают, и дальше идёт их жизнь -путешествие длиною в год в то сложное время Гражданской войны.

О премии для юношества «Лицей» рассказал председатель жюри премии «Лицей» Илья Бояшёв. Сейчас издан сборник произведений финалистов премии. Илья Бояшёв сделал краткий обзор молодой литературы этого года.

Отмечая особенности жанров и стилей, в которых пишут молодые, писатель отметил, что эксперимент со словом не прекращается, хотя в мире существует всего 4 вечных сюжета, если сослаться на Борхеса. Но тем не менее изобретатели новых сюжетов среди молодёжи есть. Илья Бояшёв из новых молодых авторов отметил Владимира Хохлова и его роман «Заневский проспект». Роман написан в традиционной манере, нормальным русским словом без нецензурных выражений. Ещё один автор – Ольга Шильцова и её книга «Хозяйка для Кербера» – написано в жанре мистического реализма, очень популярного сейчас. Реальность переплетается с легендами, и это хорошо, потому что литература не должна быть скучной. На третьем месте Дарья Месропова и её повесть «Мама, я съела слона» – о юных шахматистах и таком виде спорта, как шахматная игра. Реальность и фантасмагория также переплетены.

Из поэтов были выделены Степан Самарин, Сергей Скуратовский и Варвара Заборцева.

Елена Шубина отметила важность и ценность для издателя изобретательность текста. К примеру, роман Евгения Водолазкина «Лавр» поначалу казался больше для филологического сообщества. Но читатель дружно проголосовал за него, и теперь с успехом вышло уже несколько романов Водолазкина. Сейчас в коротком списке премии его новый роман «Чагин». Особенность героя – всё абсолютно помнить. Этот дар используется против него. Роман тяжёлый, но автор говорит нам, что в любой жизни всегда есть возможность меняться, поэтому роман заканчивается хорошо.

В современном книжном потоке сейчас много издаётся произведений серии «неисторический роман», это книги, в которых реальность соседствует с фантасмагорией, своего рода игры с историей, где автор, основываясь на фактах, может, однако, создать свою историческую канву. Таким образом, жанр «неисторический роман» – парадокс. Мы читаем и пока читаем – верим. Сплетение точных исторических деталей и выдумки должно быть максимально органично. А для этого необходимо очень хорошо знать эпоху, реальные события, характеры, особенности жизни, быта, психологии героев повествования. Мистический реализм – это не фантастика, это на стыке фэнтези и фантастики, где есть место мистике: неожиданные явления, озарения, встречи героя показывают, что граница между миром познанного и непознаваемого легко проницаема.

Говоря о литературных премиях как навигаторах в книжном мире, Татьяна Стоянова задала гостям вопрос, есть ли какие-то книги, имена, авторы, которых бы они рекомендовали почитать?

Илья Бояшёв порекомендовал сборник молодых писателей и поэтов «Лицей-2023» — будущим педагогам будет интересно. В перечне современных писателей, которые импонируют ему, назвал имена Леонида Юзефовича, Евгения Водолазкина, Павла Крусанова, Сергея Носова, Андрея Аствацатурова, Александра Секацкого, Владимира Шарова, Анну Матвееву, Анну Козлову.

Прозвучали имена Василия Авченко, Михаила Турбина, Михаила Визеля.

Илья Бояшёв: «Современная литература уникальна, она нисколько не хуже литературы предыдущей, что-то просеется песком, что-то останется для будущего времени…».

Алексей Колмогоров также поделился своими предпочтениями: «В последнее время меня поразил автор Александра Николаенко и её книга «Убить Бобрыкина». Эта книга меня очаровала своим уникальным миром и языком. Также рекомендую читать Алексея Сальникова, где опять же сочетание реальности и ирреальности очень привлекает. Книга, которая поразила за последнее время – это «Снарк снарк» Эдуарда Веркина. Читал два тома по восемьсот страниц с увлечением».

На встречах шла речь об особенностях современной литературы. По мнению участников, литература соцреализма была не знакома и не понятна зарубежному читателю. Мировой читатель не знал, что такое «партийное собрание», «перевыполнение плана». Проза 70-80-х годов – это был производственный роман, в жанре которого вынуждены были творить писатели. В 90-е годы вдруг это всё исчезло. Писатели нового поколения истосковались по другой литературе. Хлынула в переводах зарубежная литература, литература русского зарубежья. Хотя «деревенскую прозу» переводили чаще и с удовольствием, потому что для зарубежного читателя это был более привычный подход к жизни, более объяснимый и понятный.

Иностранный рынок для нас закрыт, особенно англоязычный. Отношение к русской литературе несколько лет однозначно – «Толстой, Достоевский, Чехов».

Жанр «неисторический роман» сейчас очень популярен среди писателей. Авторы, пишущие на исторические темы, хорошо знакомы с фактами и документами, но в произведениях присутствует художественный вымысел, авторское видение, гипотеза, предположение, что делает книгу занимательной и востребованной. С позиции нового поколения даже 90-е годы для нас сейчас уже превращаются в «неисторический роман».

Татьяна Стоянова задала вопрос участникам встречи: О чём писать сегодня? Об истории, дальней и близкой или попытаться осмыслить современность, что происходит «здесь и сейчас»?

Алексей Колмогоров – «всё зависит от качества текста, книга должна быть интересной, будь то исторический роман или книга о современном дне. Надо уметь создать объёмный образ и сюжет».

Илья Бояшёв вспомнил утверждение Л.Н.Толстого: «Литература не должна быть скучной» — это главное. Фантастика ли это, нон-фикшн – роли не играет.

Елена Шубина рекомендовала обратить внимание на книги Сергея Белякова «Гумилёв сын Гумилёва» и «Парижские мальчики в сталинской Москве», вообще предложила обращать внимание на биографические серии.

О любимых жанрах и авторах, о том, есть ли сейчас патриотическая литература и какая она должна быть и ещё о многом другом шёл интересный разговор на встречах.

Гости подарили книги в библиотеку и в университет со своими автографами. Сотрудники Дворца книги преподнесли на память о встрече альбом «Симбирск-Ульяновск: дорога длиною в век».

Сайт Ульяновского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Союз писателей России» (6+). Средством массовой информации не является. Адрес: 432017, Россия, г.Ульяновск, переулок Карамзина, дом 3/2. ОГБУК «Дворец книги - Ульяновская областная научная библиотека имени В.И.Ленина». Телефон: +7 842 244 3099. E-mail: sprul73@yandex.ru. Председатель Ульяновского регионального отделения ООО «Союз писателей России» Даранова Ольга Николаевна.

Яндекс.Метрика