Отзыв о видеокниге «Сказания о земле Симбирской» Дианы Шпоркиной на сюжеты «Синбирских сказаний» Николая Полотнянко

На сайте Ульяновских писателей ulwriters.ru и на канале Yoy-Tube под рубрикой «Поэтический фан-клуб» размещён цикл видеофильмов режиссёра Дианы Шпоркиной «Сказания о земле Симбирской» по книге русского поэта и прозаика, лауреата Всероссийской литературной премии имени И.А.Гончарова Николая Полотнянко «Синбирские сказания».

Ульяновскому и российскому читателю Николай Полотнянко достаточно известен как автор исторических романов, пьес, поэтических сборников. Всё написанное им поднимает глубокие пласты симбирской и российской истории, соединяет времена и события, высвечивает крупные исторические фигуры и простой люд в своей повседневной нелёгкой жизни. В 2007-2009 гг. Николай Полотнянко создал и опубликовал в престижном московском издательстве «ЭКСМО» романную трилогию из истории симбирского края — «Государев наместник» («Богдан Хитрово») (2007), «Бунташное войско Стеньки Разина» («Атаман всея гулевой Руси») (2008) и «Клад Емельяна Пугачёва» (2009). Историческая трилогия была выпущена в свет под псевдонимом — Николай Суздалев. В дальнейшем эти произведения были переизданы в местных ульяновских издательствах. Им создан замечательный цикл стихотворений о любви «Прекрасная Дама», воссоздающий атмосферу философской грусти и рефлексии об ушедшем, которое оставляет в душе неизгладимый след.

В 2019 году Союзом краеведов Ульяновской области издана книга Николая Полотнянко «Синбирские сказания».

Книга эта представляет собой антологию сказов о самых значительных эпизодах из жизни нашего края, града Синбирска, за первые полтора века после заселения этой земли русскими людьми. Перед читательским взором разворачивается Бунташный век, насыщенный народными волнениями, подсвеченный факелами Разинского и Пугачёвского походов, представлено героическое освоение пустынных пространств Дикого поля, оживают венценосные правители и вожди народных восстаний, радуют светлые лики Пушкина, Карамзина, Гончарова, Радищева, проходит череда простых служилых людей, крепостных, казаков, проповедников — мучеников, колдунов… Отдельные сюжеты создают яркую, многоликую мозаику времени и его персонажей.

В девяти видеосюжетах дышит и оживает История. Эти фильмы привлекают гармоничным союзом слова и других искусств: музыки, кино, живописи, мультипликации, фотографии. Гравюры древнего Синбирска, удивительные плывущие, наполненные воздухом и пространством среднерусские пейзажи, царедворцы и бурлаки, дворцы и посады, пышные наряды и согбенные выи служилых в лохмотьях, кадры из популярных и полюбившихся фильмов, кадры с неповторимым Симоновым в роли Петра, благородный лик Карамзина… Тут, кажется, «… вся от истоков Русь пришла в движенье…»!

Удача этого проекта в том, что прошлое и настоящее здесь слито воедино и предстаёт выпукло и зримо. И в этом прослеживается неразрывная нить Истории, бесконечная летопись жизни, вместившая в себя уроки прошлого, день нынешний и грядущий. Мы видим кадры из историко-документальных фильмов, слышим протяжные русские народные песни, классическую и современную оркестровую музыку – и кажется, что даль рядом, вот она вливается в наш день, как крутые волжские валы, обрушивающиеся на песчаный берег.

Кадры этой видеокниги начинаются и заканчиваются как вдох и выдох, и мыслится: «Так вот ты какая, бескрайняя русская равнина! И вы, леса, глядящие в реку! И ты, могучая Волга — матушка!». И вспоминаются невольно слова и желания самого основателя Синбирска Богдана Хитрово – взмыть над Волгой в вольном полёте: «Для того Господь и создал такие места, чтобы человек почувствовал своё горнее будущее».

Поэтическая составляющая сборника «Синбирские сказания» органична с прозой и удивляет набором изобразительных средств, ярких метафор: «Как бояре хмельные в малинниках спали медведи, И обозы пчелиные к дуплам тянулись с медовых полей ≤…≥ Где ковыль, словно мех соболиный, волнуясь, сиял» и многих других.

Поэзия и проза Николая Полотнянко в фильмах Дианы Шпоркиной в исполнении режиссёра и автора предстают перед нами действительно величаво и глубоко: с хрустальным, безбрежным колокольным звоном, с извечным стремлением познать русскую душу, постичь силу русского характера, найти его истоки. Цикл отличается хорошей режиссёрской и операторской работой, художественно доносящей мысль о многотрудной русской истории и русском человеке, которого сломить невозможно, как невозможно остановить волжские валы и спрятать в темнице солнце. И потому так манят в фильме бесконечная синяя даль, бескрайняя русская равнина, и над всем этим – высокое, чистое, бездонное небо.

Ольга Даранова,
поэт, председатель
Ульяновского регионального отделения
Союза писателей России.