Мнение известного литературного критика
Александра Андрюшкина о поэме
Николая Полотнянко «Осада Симбирска».
(Выдерки из статьи)
…Противостояние с Западом вызывает к жизни внутри России строй, похожий на военный коммунизм, в условиях которого ни о какой дифференциации говорить неуместно — только о единении. Но, чуть стихает грохот воинственных барабанов, чуть повеет миром, как вновь слышится мелодия, на которую я указал выше. Без дисциплины и иерархии, без разделения на элиту и массу общество существовать не может. (Кстати, и армия тоже развалится без иерархии.)
Одним из тех, кто хорошо понимает необходимость сословного принципа, является поэт Николай Полотнянко.
Охарактеризую его поэму, напечатанную в «Великороссе», — о разгроме восстания Степана Разина, по войскам которого решительный удар был нанесён именно под Симбирском.
Приведу несколько строф из поэмы «Осада Синбирска» чтобы дать почувствовать стиль Н.Полотнянко:
Русь была некрепка.
И казак Стенька Разин
Поманил голытьбу На удачу и риск.
И свирепого бунта пошли метастазы
На Москву,
Но запнулись о верный Синбирск.
Таково начало поэмы. Не удержусь и укажу на эффектную рифму: «Разин-метастазы». Рифма значимая, ибо революция (бунт) это, по мнению Полотнянко — болезнь, причём смертельная, подобная раку.
А вот строки из развязки поэмы:
«…И всю пойму накрыл Лязг железный и рёв.
Рабья Русь и дворянская
Мерились силами.
И ручьями стекала в Свиягу
Горячая кровь.
Вопли ужаса, стоны
И конские храпы,
Топот толп,
Самопалов и пушек пальба.
И катилось кровавое солнце
На Запад,
Но неведомо было,
Кому улыбнётся судьба.
Заскрипели ворота в кремле.
Из ограды
Осаждённые ринулись
Разинцам в тыл.
И ударили дружно
Стрельцы из засады,
И удар этот участь сраженья решил.
Здесь необходим следующий комментарий. Думается, Николай Полотнянко в этой небольшой поэме сделал очень большой шаг. Во-первых, он показал наличие глубоких противоречий между «рабьей Русью» и «Русью дворянской», а, во вторых, однозначно стал на сторону «Руси дворянской». Именно показ силового подавления бунта позволил ему так чётко расставить приоритеты — чего не делал, по-моему, никто в русской литературе. В том числе и у Пушкина в «Капитанской дочке» симпатии как минимум разделены поровну между Пугачёвым и дворянами, основным же отрицательным персонажем сделан не Пугачёв, а Швабрин, заметим: дворянин.
Доктор филологических наук, профессор Государственной академии славянской культуры Татьяна Радомская в своих статьях и беседах о Пушкине утверждает даже, что симпатии Пушкина в большей степени на стороне Пугачёва чем дворян, и с этим вполне можно согласиться. Так и симпатии Льва Толстого в конце жизни всё больше склонялись к опрощению и к народным ценностям. Повторюсь: в этом смысле небольшая поэма Полотнянко — уникальна.
Автор: Александр Андрюшкин — прозаик, литературный критик, переводчик. В качестве критика он впервые заявил о себе публикациями в «Литературной газете» в 1992–93 годах. Затем статьи появлялись в таких изданиях как «Новый мир» и «Звезда», «День литературы» и «Литературная Россия», в последнее время — в литературном журнале «Молоко» и в журнале «На русских просторах».
С полным текстом Александра Андрюшкина можно ознакомиться по ссылкам:
1. www.velykoross.ru/books/all/article_5286/
2. журнальныймир.рф/content/literaturnye-zhurnaly-poslednego-goda-sozvuchie-ili-kakofoniya