22 октября 2020 года состоялся литературно-музыкальный вечер «Чаша жизни», посвящённый 150-летию со дня рождения русского писателя, поэта, И.А.Бунина.
Прозвучал рассказ о его жизни и творчестве, дополненный слайдами, демонстрирующими разные периоды жизни писателя.
В рассказе прозвучали фрагменты его произведений, стихи, воспоминаний современников. Всем памятна живописная проза Бунина, лаконичная и выразительная, где на одной странице умещаются жизнь и смерть. Вот, к примеру, свидетельства критика Русского зарубежья Юлия Айхенвальда: «Его строки – испытанного старинного чекана; его почерк — самый чёткий в современной литературе; его рисунок – сжатый и сосредоточенный. Бунин черпает из невозмущенного Кастальского ключа <…> Он рассказывает себе поэзию своей жизни, её микроскопию, её отдельные настроения <…> Он сдержан, даже не словоохотлив… Он рисует факты, а из них уже сама, органически, рождается красота».
Русский аристократ, представитель древнейшего дворянского рода, уходящего корнями в XV век, живописец слова, первый русский Нобелевский лауреат Иван Бунин оставил неизгладимый след в русской словесности. Его называют ювелиром слова, прозаиком — живописцем, ярким представителем Серебряного века, его произведения сравнивают с картинами Виктора Васнецова и Михаила Врубеля. И он действительно был живописцем русской природы, особенно Центральной России, «где образовался богатейший русский язык и откуда вышли чуть не все величайшие русские писатели во главе с Тургеневым и Толстым».
Всем помнятся его поразительные по силе и новизне рассказы «Господин из Сан-Франциско», «Сны Чанга», «Лёгкое дыхание», а также повести «Митина любовь», «Солнечный удар», «Дело корнета Елагина» и другие и, конечно, автобиографическая повесть «Жизнь Арсеньева», которые сразу же сделали его едва ли не первым русским прозаиком.
Исторический романист и критик М.А.Алданов назвал повесть «Жизнь Арсеньева» «одной из самых светлых книг русской литературы». Такого писателя, пишет Алданов, как Бунин, у нас «не было со времени кончины Толстого».
Бунин, по его собственным свидетельствам, не принадлежал ни к одному литературному направлению, а следовал канонам и стилистике классической русской прозы, прозы Пушкина, Лермонтова, Толстого.
Писатель — эмигрант Борис Зайцев так писал о нём: «Он обладал необыкновенным чувственным восприятием мира, всё земное, реальное ощущал почти с животной силой – отсюда огромная зрительная изобразительность, но все эти пейзажи, краски, звуки, запахи – он обладал почти звериной силой обоняния – думаю, подавляли его в некоем смысле, не выпускали как бы из объятий».
А вот признания самого Бунина: «Какая это большая радость – существовать. Только видеть, хотя бы видеть только один вот этот дым и этот свет. Если бы у меня не было рук и ног, и я бы только мог сидеть за калиткой на лавочке и смотреть на заходящее солнце, то это не мешало бы мне быть счастливым. Одно нужно: только видеть и дышать. Я всегда повторяю: ничего не даёт такого наслаждения, как краски».
Боль за Россию, страстная любовь к родине, её природе и укладу жизни, пристальное внимание к человеку делают Бунина современным и необходимым и сегодня.
В вечере приняли участие и поделились своими впечатлениями ульяновские литераторы (Александр Лайков, Александр Дашко, Вера Долматова), библиотекари, постоянные читатели, любители творчества И.А.Бунина. Прозвучали стихи Ивана Бунина и стихи — посвящения писателю, а также композиция в исполнении ученицы Ульяновского музыкального училища Варвары Шарохиной.
В ходе подготовки вечера была использована и представлена зрителям новая литература о жизни и творчестве писателя. Выставки подготовили сотрудники отдела краеведческой литературы и Центра чтения.
Вечер организовала и провела Ольга Даранова.