Виртуальный «ЛИК» — первое занятие

Тема первого занятия:
«ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ ЛИТСТУДИИ И ЛИТОБЪЕДИНЕНИЯ? МОЖНО ЛИ НАУЧИТЬСЯ ПИСАТЬ ПРОЗУ ИЛИ СТИХИ?»

Мы получили несколько ответов, советов и предложений.

Николай МАРЯНИН, поэт, краевед, член Союза писателей России, автор нескольких поэтических сборников, песен и Гимна Ульяновской области:

Вопросы эти, по-моему, из категории риторических, ответы на них и так известны…Для чего нужны литстудии и литобъединения? Конечно же, для того, чтобы научиться писать стихи и прозу. А можно ли научиться писать стихи и прозу?

Конечно можно, но для этого нужны литстудии и литобъединения… И не только они.

Несколько тысяч писателей окончили Литературный институт имени А.М.Горького. А что они там делали? Собственно, тоже учились писать стихи и прозу…

Так, и в любой другой области творческой деятельности. Можно ли научиться писать картины, сочинять музыку, лепить скульптуры, снимать кино, танцевать? Конечно можно,если посещать кружки, творческие мастерские, студии, да к тому же окончить профильные учебные заведения. А для чего нужны кружки, творческие мастерские, студии и творческие вузы? Для того, чтобы научиться танцевать, снимать кино, лепить скульптуры, сочинять музыку, писать картины. Такой вот круговорот воды в природе.

Всё это, конечно, при условии, если у вас есть потребность профессионально разобраться в тонкостях того или иного творческого увлечения. А, если нет этой страстной тяги познать всё и создать лучше, чем было до вас? Тогда вам не нужны литстудии и литобъединения, и учиться писать стихи вам тоже не нужно. Довольствуйтесь тем, что познали сами. В этом случае вы ничего не потеряете, но только при условии, если вы от природы Пушкин или Толстой.

А вдруг вы не Толстой и не Пушкин?

Анатолий ШУТЫЙ, доктор физ.- математических наук, член Союза писателей России,автор нескольких поэтических и прозаических книг:

Знания нужны — лучше владеть инструментом, чем быть без него. Учить можно мастерству! Но мастерство не заменяет талант! А талант требует мастерства! Иначе он зачахнет.

Учатся все, только уроки у всех разные, и разное каждому требуется. Кому-то нужны подобные уроки, кому-то — нет, а кому-то они даже помешают. Рецептов нет и быть не может.

Фёдор ГОРОБЦОВ, поэт, бард, член Союза писателей России:

Всё верно. Умение овеществить мысль в строке даётся свыше. Кому это далось, тому совершенно не лишне общение среди себе подобных. Это возможность заглянуть за пределы собственного кругозора и расширить горизонты. Это возможность узреть свои достоинства и понять собственное убожество. Это возможность ощутить родство душ. И, в конце концов, это дело добровольное.

Как сказал «великий» Гогин, надо больше читать и меньше писать!

Алексей Жданов, прозаик, автор нескольких сборников художественной прозы, член Союза писателей России:

Можно ли научиться писать прозу?

Известно, что на пустом месте ничего хорошего не появится. Чтобы из копилки что-то взять, туда надо сначала что-то положить.

В большинстве случаев писателями становятся люди, которые много читали в детстве и юности. Для многих усердное, порой, доходящее до фанатизма чтение, становится хорошей базой для литературного мышления, а, если к этому прибавляется жизненный опыт, острая наблюдательность, повышенная эмоциональность и сильное желание поделиться своими чувствами с другими людьми, то шансы научиться писать значительно увеличиваются.

И, всё же, главное – это талант, который от Бога. И с этим ничего нельзя поделать.

К примеру, человек может иметь блестящее филологическое образование, может отлично знать мировую литературу, историю, живопись; великолепно владеть русским языком и ещё двумя — тремя иностранными языками, но при этом он не в состоянии написать небольшой рассказ, который бы взволновал, поразил, пробрал бы тебя до донышка, до мурашек, до дрожи душевной так, как это происходит после прочтения рассказов «Лёгкое дыхание», «Третий сын», «Телеграмма», «Свечечка»…

И маленький совет. Не надо относиться к себе слишком серьёзно. Побольше юмора, самоиронии! Попробуйте поиграть «в писателя». Начните вести какой-нибудь не очень обязательный дневник, куда записывайте свои наблюдения, ощущения, сны, фантазии, устремления, сюжеты, наброски.

Это же так интересно. Не исключено, что из этого баловства со временем что-то и получится.

Я считаю, что литературная студия нужна. Стоит основательно подумать о хорошей и интересной программе обучения. Думаю, что за основу лучше всего взять программу Литературного института им. Горького.

Уважаемые друзья! Собратья по перу! Мы обращаемся прежде всего к молодёжи. Что вы думаете по этому поводу? Ответы, советы и предложения присылайте по электронной почте: laickov@yandex.ru с пометкой «ЛИК».

Добро пожаловать в виртуальный ЛИК на сайте Ульяновского регионального отделения Союза писателей России!