«Побольше читайте хороших мастеров словесности!»

Очередное заседание литературной молодёжной студии «ЛИК» состоялось 20 декабря 2019 года во Дворце книги.

Молодёжная студия «ЛИК» при Дворце книги — Ульяновской областной научной библиотеке имени В.И.Ленина создана в целях профессионального литературного общения молодёжи, профессиональной подготовки начинающих молодых авторов, обмена опытом творчества, получения навыков литературного труда. Руководят студией поэты, члены Ульяновской региональной организации Союза писателей России Александр Лайков и Александр Дашко.

На встречах рассматриваются общие проблемы литературного творчества, анализируются и оцениваются произведения молодых. Завершает встречу традиционное «чтение по кругу»: молодёжь и руководители студии читают свои стихи или фрагменты прозы, обмениваются мнениями.

На этот раз молодые познакомились с опытом старшего поколения писателей, их взглядом на литературный труд и отношение писателя к творчеству.

Фрагменты записок русских писателей о литературном труде представила учёный секретарь Дворца книги О.Н.Даранова.

Очень своевременными и актуальными оказались мысли А.М.Горького о литературе и творчестве молодых. Написанные ещё в тридцатые годы двадцатого столетия, его наказы не потеряли своей значимости и сегодня. В статье Горького «Письма начинающим литераторам» молодёжи адресовано пожелание: «Побольше читайте хороших мастеров словесности: Чехова, Пришвина, Бунина, Лескова <…>. Вообще – следите за языком, обогащайте его».

А в статье «О начинающих писателях» Горький прямо пишет, что «основными качествами большинства их являются два: малая грамотность и великое самомнение <…>». Горький делает вывод, что начинающим литераторам «… необходимо учиться технике дела, в подавляющем большинстве они технически безоружны, и это неизбежно погубит многих из них, не даст развиться их дарованиям со всею красотой и силой».

Говоря о творческом мастерстве Ивана Бунина, остановились на его пейзажных зарисовках, лаконичности, внимании к деталям. О творческой манере Бунина, особенностях его пера прекрасно написал в своей знаменитой мемуарной книге «Трава забвения» писатель Валентин Катаев, ученик и почитатель Бунина: «Писать стихи надо каждый день, подобно тому, как скрипач или пианист непременно должен каждый день без пропусков по нескольку часов играть на своём инструменте. В противном случае ваш талант неизбежно оскудеет, высохнет, подобно колодцу, откуда долгое время не берут воду. А о чём писать? О чём угодно. Если у вас в данное время нет никакой темы, идеи, то пишите просто обо всём, что увидите <…>. Опишите дерево. Море. Скамейку. Найдите для них единственно верное определение. Опишите звук гравия под сандалиями девочки, бегущей к морю с полотенцем на плече и плавательными пузырями в руках. Что это за звук? Скрип не скрип. Звон не звон. Шорох не шорох. Что-то другое — галечное, — требующее единственного необходимого, верного слова…».

А вот мнение поэта Владимира Луговского о литературе: «Поэзия есть то, что невыразимо другими средствами, как музыка… <…>. Есть две простоты. Есть простота, которая хуже плагиата. Да, такие стихи бывают доходчивые, да, их читают люди, обычно стихов не читающие. Но подлинное признание поэта – это признание людей, любящих стихи. Нужно только, чтобы этих людей с каждым годом становилось всё больше и больше».

Замечательно о многих мастерах слова (о Толстом, Чехове, Лермонтове, Грине, Пришвине и многих других) написал Константин Паустовский в своей книге «Золотая роза». Вот, к примеру, о Пришвине: «Прозу Пришвина можно с полным правом назвать разнотравьем русского языка. Слова у Пришвина цветут, сверкают. Они то шелестят, как травы, то бормочут, как родники, то пересвистываются, как птицы, то позванивают, как первый лёд, то, наконец, ложатся в нашей памяти медлительным строем, подобно течению звёзд».

Каждый писатель нацеливает нас на то, чтобы каждый день творчества был «бесконечной радостью постоянных открытий».

Молодёжь слушала с интересом, задавала вопросы. Все сошлись на мнении, что подобные «литературные уроки» могут принести пользу хотя бы в том отношении, что избавят молодых литераторов от ошибок и заблуждений.

После прочтения текстов, их обсуждения, выяснилось, что одна из главных проблем молодёжи – проблема техники стихосложения (стихотворный размер, рифма, строфика и т.д.). Знание азов литературного мастерства, а также грамматических норм русского литературного языка – первооснова творчества, владение которой позволит говорить дальше о творческом мастерстве.

Следующее заседание литературной студии «ЛИК» планируется в январе 2020 года.

Контакты: (8422) 44-30-99, отдел развития и связей с общественностью Дворца книги, Ульяновского РО ООО «Союз писателей России».

Материал подготовила Ольга Даранова